LAURA ASHLEY. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

 В истории моды было не так много дизайнеров, которые создавали не просто вещи, а легко узнаваемый стиль. К числу этих немногих относится Лора Эшли (1925-1985), британский дизайнер тканей, одежды, обоев, посуды, мебели, предметов домашнего обихода в стиле английского викторианского сельского дома, того самого sweet home, который так любят англичане, и который гораздо больше, чем просто уютный дом, а целая философия жизни.

КОРНИ ТВОРЧЕСТВА

Лора Маунтни, в замужестве Эшли, родилась 7 сентября 1925 года в Уэльсе, в городке Даулес, в доме своей бабки по матери. Отец ее был гражданским служащим Военного министерства, и когда Лоре было 4 года, семья купила дом в пригороде Лондона, Уоллингтоне, где уже жили брат и сестра отца. В семье было 4 детей, и старшую, Лору, на выходные отправляли к бабушке в Уэльс. Личность бабушки – пуританки, патриархальный образ жизни в ее доме, традиционные рукоделия, обязательной посещение церкви по воскресеньям, наконец, дикая красота Уэльса – все это оставило глубокий след в душе Лоры. Вторым влиянием, прямо противоположным, была сестра отца. Тетушка Элси. Лору часто оставляли на  попечение тетки, которая ее очень любила и баловала, покупала ей платья и игрушки в модном универмаге Liberty. У Лоры была своя комната в доме тетки. В общем, это было впечатление от гораздо более зажиточного среднего класса.

Детство Лоры кончилось с началом 2 Мировой войны, когда ей было 13 лет. Детей отправили в Уэльс, к бабушке, подальше от бомбежек, а поскольку  обычные школы были уже переполнены беженцами, Лоре пришлось ходить в соседний городок в секретарский колледж. Через год детей забрали домой, и она заканчивала учебу уже дома. В 17 лет Лора получила место секретаря в Министерстве здравоохранения, а в 18, в 1943 г., поступила на Женскую Королевскую Военно-морскую службу . Там ее учили премудростям, необходимым морскому связисту. А после обучения направили в элитное подразделение Дриада – Экспедиционный корпус Объединенных военно-морских сил союзников, где, в обстановке строгой секретности, готовилась высадка союзников в Нормандии. Там часто бывал генерал Эйзенхауэр, У.Черчилль и Однажды, даже король. После высадки союзников в Нормандии  Лора, с первым отрядом девушек, попала в Париж, а потом в Брюссель. Так состоялось первое знакомство Лоры с Францией и Брюсселем, которые потом на много лет стали ее домом.

Демобилизовали Лору в 1946 г. Она с любовью вспоминала потом свою военную форму. И несомненно, что именно военная форма, а еще строгие костюмы бабушки – пуританки повлияли на линию одежды, с которой она начинала: платья в стиле «ничего лишнего», платья-чехлы и платья-мешки 60-ых. Именно эти строгие, четкие линии переняли потом американские дизайнеры Ральф Лоран и Кальвин Клейн. Лора выразила это так: « не люблю  эфемерных вещей, люблю вещи долговечные.

А тем временем, еще в 1943 г.. на танцах в местном молодежном клубе в Уоллингтоне Лора встретила Бернарда Эшли, Высокий, симпатичный, на год моложе Лоры, которой было 18, «слегка диковатый», по определению Лоры. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. А пока что была война, Бернарду было всего 17, и ему еще предстояла военная служба. Он хотел быть пилотом, а попал в королевские стрелки, и его полк отправили в Индию.Позднее он писал: «Индия была моим образованием, она пробудила во мне интерес к философии и религии».

Лора переписывалась с Бернардом, но не слишком интенсивно, Ее собственная жизнь была в это время гораздо более бурной. Высадка в Нормандии, Париж и Брюссель были отнюдь не увеселительными прогулками. В 1946 г. Бернард вернулся в Англию, в  1947 его демобилизовали, а в 1949 они поженились. Бернард работал в маленькой фирме, а Лора, через два месяца после свадьбы устроилась секретарем в Департаменте ремесел Национальной федерации Женских институтов, и это определило судьбу обоих.

РОЖДЕНИЕ ХУДОЖНИКА

В начале 50-ых  Бернард и Лора сняли квартирку в Пимлико, полубогемном – полутрущобном квартале Лондона. Именно там, на кухонном столе, родились первые творения этой пары. Бернард мечтал стать писателем, и попросил Лору заняться каким- нибудь бизнесом. Со своей стороны, Лора видела в своем Женском институте замечательные работы, которые женщины делали дома, и многим из них ее обучили в детстве. Начать помог случай.

В 1953 г., когда Эшли отдыхали в Италии, они увидели, что многие молодые женщины носят маленькие шейные платочки с набивным узором. Они были «писком моды» благодаря Одри Хепберн в «Римских каникулах». Эшли прихватили с собой в Англию несколько таких платочков. Бернард, у которого «техника была в ДНК», по его собственному выражению, соорудил печатный станок, чтобы делать оттиски прямо на кухонном столе. Устройство оказалось пригодным для изготовления домашних мелочей, таких как салфетки под столовый прибор, обычные столовые салфетки, позднее – чайные полотенца. Но увы, мечта Лоры о мелких рисунках была пока не оуществима. Им пришлось использовать геометрические крупные узоры, часто абстрактные, хотя это было в духе времени.

Первую партию изделий взял на пробу универмаг в Лондоне. Через 2 часа им перезвонили: вся партия разошлась, как горячие пирожки, и требовалась новая. Так началась удивительная история, похожая на сказку

РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА

Вскоре растущий спрос на их изделия позволил Бернарду оставить работу в городе и нанять специальное помещение. Их платочки и салфетки уже продавались в нескольких известных Лондонских универмагах. Усовершенствование станка позволило немного увеличить длину изделия, и они придумали делать чайные полотенца. В это же время Бернард убрал свое имя с «бабских» изделий, и оно стало Laura Ashley.

Впрочем, рисунки для набивки были самые необычные: старинные авто, театральные и цирковые афиши времен короля Георга и королевы Виктории, гравюры из старинных книг и даже старинные кулинарные рецепты. Эти «говорящие» полотенца имели бешеный успех: англичане ценят юмор. Но расходились они не только в Англии, а и в Амстердаме, Париже, Австралии, Нью-Йорке и Калифорнии.

В 1955г., уже имея двух маленьких детей, Эшли перебрались из Лондона в деревню Лимпсфильд Чарт в Сюррее, недплеко от Лондона. Аренда этого коттеджа была вдвое дешевле, чем их Лондонской квартирки, и он был окружен роскошным садом и огородом. Горожанка Лора очень быстро выучилась по книгам выращивать овощи и ухаживать за садом. Деревня, в которую они перебдались, была еще настоящей деревней, в которой жили фермеры. Именно там Лора Узнала патриархальный английский быт. Красота окружающей природы, жизнь, которой они жили, оказала огромное влияние на рождение философии Лоры.

Тем временем Бернард перевел свое производство поближе к дому и смог нанять пару рабочих, а Лора стала использовать швей-надомниц.Это было важной частью ее философии. Имея двух маленьких детей, она хорошо понимала, как важно женщинам. привязанным к дому детьми, иметь такую работу. Дела их шли успешно, так что в 1958 г. Они смогли открыть в Лондоне офис и show-room, где были представлены образцы тканей.

СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО СТИЛЯ ОДЕЖДЫ

В 1959 г., еще живя в своем идиллическом коттедже, Лора придумала шить передники для работы в саду. Передники имели успех, причем, первые были с такими же крупными принтами, как на полотенцах. Тогда Лора пошла дальше и придумала платье-чехол, тоже для работы в саду. Эти платья были очень простыми: как два передника, сшитые вместе, с тройным карманом кенгуру. Новинка была еще и в том, что они были из плотного полосатого тика, который как раз начал делать Бернард. Это был моментальный успех, причем, покупали платья не только хозяйки коттеджей, а и молодые модницы. Эти платья были очень похожи на платья-мешки, показанные в том же 1959г. Балансьягой в Париже. Тогда же, в 1959 г. Бернард выпустил свой первый цветочный принт, очень простой, но из этой ткани уже можно было делать летние платья, передники, из остатков – руказицы для печи. Так началась линия современных коротких платьев Лоры Эшли.

УЭЛЬС

В 1960г. аренда коттеджа кончилась, и Эшли решили переселиться в Уэльс, где были корни Лоры. Они нашли подходящее жилье с магазинчиком в городке Макинлет. Городок был маленьким, но знаменитым ловлей лосося, и потому торговля в магазинчике была оживленной. Кухня Лоры выходила прямо в магазин, и опять стала лабораторией, где Лора придумывала и кроила новые платья. Однажды в магазин пришли две пожилые леди и принесли стриное платье в викторианском стиле. Платье Лора выставила в витрине, а сама стала экспериментировать с длинными ситцевыми платьями.

Но основным направлением ее были тогда современные короткие хлопчатобумажные платья, юбки из плотного тика, платья-рубашки, в 1966 г. к ним добавились шерстяные короткие платья  с простым геометрическим рисунком и имели большой успех. Лора всегда очень хорошо чувствовала дух времени, а конец 50-ых – 60-ые это была революция в мире моды : появление мини, разворот от затянутых талий и огромных юбок Диора к коротким и прямым силуэтам. Но главной была не просто смена длины и силуэта, а демократизация моды. Заправилами этого переворота стали англичанки, прежде всего Мэри Куант, но и Лора, сидя в своей провинции, была среди лидеров, тех, кто задавал тон. Хозяйка знаменитой BIBA: «Мы были сердцевиной уличной моды, Мэри была более шикарной, Лора – более голубокровной».

ФИЛАНТРОПИЯ И РЕМЕСЛО

Пока Лора участвовало в революции моды, Бернард совершенствовал производство. Он перевел фабрику в Карно, в УэльсеЭ и устроил ее в бывшем здании социального клуба. Для маленького депрессивного городка это было истинным благословением, поскольку люди, которые вынуждены были уезжать в поисках работы, могли остаться дома. Когда бизнес расширился, и людей стало не хватать, Бернард организовал филиалы в соседних маленьких городках с высокой безработицей. Одежду кроили в Карно и отвозили шить в филиалы. Идея была и инновационной и филантропической.

РОМАНТИЗМ

1968 г. был богат событиями в семействе Эшли. Во-первых, они опять переехали, чтобы быть поближе к заводу в Карно, купив маленькую гранитную ферму Клогау ХУП века на самой вершине горы. Там они прожили 5 счастливых лет, имея уже 4 детей. В том же 1968г. они открыли свой первый магазин в Лондоне. Ко времени открытия магазина у них уже появились цветочные принты, сделавшие их знаменитыми. Еще в 1966г. Бернард купил в Карно бывшее здание вокзала и установил там 2 промышленных 6-цветных принтера, а потом еще и 8-цветный. Они стали технической основой того стиля Лоры Эшли, который мы знаем.

Конец 60-ых – это было время различных молодежных движений, в том числе хиппи, требовавших возврата к природе, натеральной жизни, одежды из натуральных тканей. Поэтому, когда Лора появилась на рынке со своими длинными ситцевыми платьями с широкими оборками, циганскими юбками, длинными вельветовыми пальто в стиле Джейн Остин, она имела моменталь ный успех у молодежи. Нужно сказать, что, поскольку Эшли были вертикальной компанией, т.е., у них было производство тканей, одежды из этих тканей и розничная продажа, они могли поддерживать средний уровень цен, и это способствовало их популярности. Они открыли еще один маленький магазин рядом, а потом большой и красивый на Фулхем Роуд.

К началу 70-ых мода опять изменилась. Вместо девочки-подростка в центре была 30-летняя женщина, в платьях и костюмах мягкого полуприталенного силуэта, длиной до колена, миди и макси. И романтичесие «английские» платья Лоры Эшли были очень в духе времени. Коллекции Лоры 70-ых – это изумительные длинные и полудлинные «деревенские» платья в мелкий цветочек, с оборками, рюшами,кружевами, свободные и комфортные. Это изысканные «городские « эдвардианские платья и блузки, часто белые, пальто-накидки из вельвета, как бы сошедшие со страниц Диккенса или Джейн Остин. Все это было из натуральных материалов и ве обращалосьмо к сердцу. Лора твердо держалась мнения, что самое важное в любом бренде – это эмоции, которые он вызывает, его корни. У Лоры это была деревня и Джейн Остин. Маленькие сельские помещичьи дома, незатейливая жизнь. Она культивировала ностальгию по той, идеализированной временем эпохе, и она продавала мечту о прошлом  в виде платьев и тканей, позднее – викторианских интерьеров. Она рано поняла, что не все женщины могут и хотят носить мини, и создала альтернативную моду, которую могли носить и толстые, и худые, и все -  с удовольствием. Она так сказала об этом своей команде: «Не забывайте, что наш бизнес – это камуфляж.» 

ТКАНИ И ОБОИ

Имя Лоры Эшли стало известно публике через ее романтические «английские» платьяи блузки, тогда как сами Лора и Бернард всегда считали себя создателями набивных тканей. И мода, и дизайн были для них вторичными, но именно они дали средства на покупку необходимого оборудования . В результате они могли теперь выпускать 100000 м тканей в неделю. И тогда началась охота за рисунками. Лора проводила часы за этим, милым ее сердцу занятием. Хорошим источником были внутренние обложки старинных книг, но самым универсальным – книги и альбомы знаменитых дизайнеров и архитекторов викторианских  времен. Лора и Бернард не только знали своих предшественников, они воплощали в жизнь идеи своих предшественников, прежде всего Раскина и Морриса об использовании ремесленного труда. Но чаще всего они обращались к знаменитой работе архитектора Оуена Джонса «Грамматика орнамента». Лора много работала в музеях, они также посылали своих художников в Рим, Венециюи Флоренцию, в музеи Франции и замки Англии. Романтизму рисунков способствовала и пелитра цветов, которые они использовали. Это были спокойные, естественные цвета, которые окружали их в природе.

В 1974г. Эшли начали производить обои в тех же рисунках и цветах, что и ткани. Это было их основной концепцией - координация цветов и рисунков в интерьере и использование натуральных материалов. В 1978 г. Эшли запустили еще одну новинку каталог. Каталог дал начало новому направлению декорации комнат. Их дизайнеры умели создать настоящую английскую романтическую атмосферу, продуманную до мельчайших деталей. Фирма выпустила несколько каталогов, посвященных различным видам тканей, книгу, поясняющую, что же такое стиль Лоры Эшли, книгу, посвященную истории английского костюма по материалам музея в Манчестере. Иллюстрацией их стиля были и их собственные дома в Англии, во Франции ив Брюсселе.

Творения Лоры Эшли, будь то платья или комнаты, отличало и выделяло одно: ощущение комфорта и уюта, которое они создавали, и тот безошибочно английский стиль, который предполагал неспешный, размеренный образ жизни, немного чопорный, но сердечный, где продуманы все мелочи для уюта, вроде скамеечек для ног и подушек, и все для отдыха глаз, чувств, нервов. Лора помогала задерганным людям ХХ века окунуться в убаюкивающую мечту о викторианском золотом веке, том золотом веке, который всегда в прошлом.

***

В 1979 г. из-за непомерно возросших налогов Эшли перебрались на континент. Там они купили замок Ремениль на севере Франции и особняк в Брюсселе. В том же, 1979г. фирма праздновала свое 25-летие. Ее годовой оборот составил более 2млн фунтов, и после 11 лет в розничном бизнесе у них было более 70 магазинов. Когда Лора умерла в 1985г., оборот фирмы был уже более 100 млн фунтов, у них было более 200 магазинов по всему миру и более 4 000 служащих.

Лора ушла из жизни на свой 60 день рождения. Трагическая случайность, так это называется. Вышла ночью в темный коридор в доме своей дочери в Англии, и вместо двери в ванную -  скатилась с лестницы. Через 10 дней, 17 сентября 1985г., не приходя в сознание, она умерла в госпитале в Ковентри. Красивая, талантливая, полная сил и идей. Как прекрасная птица, подстреленная на лету. Ее похоронили возле церкви в Карно, совсем рядом с фабрикой. Провожало ее, по оценкам прессы, 2000 человек, да еще столько же стояло на окрестных холмах. Гроб был усыпан полевыми цветами, которые она так любила, и которые остались жить на ее тканях. Для Бернарда, который всю жизнь провел рядом с Лорой, из их живого дела как будто вынули сердце. Не только семья, вся фирма почувствовала ее отсутствие. Не хватало ее верного глаза, ее безупречного вкуса, ее чутья.

В 1987г. Бернард основал фонд Лоры Эшли, чтобы помогать талантливым людям реализовывать себя. Семья Эшли до сих пор активно занимается этим фондом. Все дети Эшли с раннего возраста имели свои роли в фирме. Но история фирмы без Лоры – это уже другая история. Сэр Бернард ( его произвели в рыцари в 1979г.) оставался президентом компании до 1993г. (40-летия фирмы) и в Совете директоров до1998г. Умер он в 2009г. и похоронен рядом с Лорой.

Лора и Бернард Эшли были не только очень яркими и талантливыми личностями, они принесли улучшения в жизнь множества людей в Уэльсе, и их до сих пор вспоминают там с уважением и благодарностью. А для всех нас они оставили яркие поля цветов Уэльса на своих тканях и обоях и свой неповторимый, безошибочно английский стиль Лоры Эшли в одежде и интерьере.